Ассоциация экспертных организаций в строительстве

+ 7 (499) 130-81-01
129090, Москва, Большой Балканский пер., д.20, стр.1, 4-й этаж

Аттестация экспертов станет объективней, а стать экспертом - значительно трудней

Апрель текущего года явился отправной точкой для реинкарнации процедуры аттестации экспертов проектной документации и результатов инженерных изысканий по версии 2.0

 

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2017 №1719, внесшим изменения в постановление Правительства РФ «О порядке аттестации, переаттестации на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий» № 217 от 31 марта 2012 года систему допуска физических лиц на рынок экспертных услуг ждут серьезные новшества, а сам рынок - структурные изменения.

В нюансах законодательных новелл нам помогал разобраться президент Ассоциации экспертных организаций в строительстве, генеральный директор ООО «Центрэкспертиза» Андрей Акимов:

Теорией и практикой экспертизы мы с коллегами начали заниматься в 2012 году. Кстати, в сентябре того года я легко сдал тестовый экзамен, получил аттестат эксперта Минрегиона России. В декабре прошлого - январе этого года я сдал три тестовых экзамена уже в Минстрое России и досконально знаю, как устроена система строительной экспертизы в стране и как работает система аттестация экспертов, так как сам прошел путь от чертежника и ГИПа до руководителя органа исполнительной власти. Создавал почти с нуля государственную экспертизу в Югре, неоднократно защищал проекты в государственных учреждениях разных регионов России.

Уже в 2011 году на всех общественных и министерских площадках у всех без исключения участников правоотношений в сфере экспертизы созрело понимание, что вновь создаваемый институт негосударственной экспертизы в правовом смысле несовершенен. У меня был разговор с тогдашним руководителем Департамента, разработчиком проекта закона. Он мне честно сказал, что руководство ждет в этом году результат, дискуссии закончились, мы выпускаем, все, точка. А его ждет новая работа с повышением по должности.

Наше предложение от Национальных объединений строительной сферы об общественно-профессиональном участии в подготовке экспертов не было поддержано. Созданные подсистемы допуска к экспертизе частных компаний и физических лиц – аккредитации и аттестации, сразу были во многом несовершенны, иногда абсурдны и нуждались в пересмотре с точки зрения ужесточения требований и установления постоянно действующей системы контроля. Постоянного объективного контроля за деятельностью обозначенных лиц не было предусмотрено законодательством в принципе.

Тезис о необходимости создания общероссийского реестра экспертных заключений мне приходилось самому отстаивать в Минэкономразвития. Сейчас это уже действующая норма. Неоднократно в дискуссиях высказывались опасения, что в существующих правовых реалиях рынок будет перенасыщен недобросовестными и некомпетентными субъектами, что, по сути, и произошло.

Конечно, предложения профессионального сообщества не были оставлены без внимания. В 2014 году на рассмотрение многих профессионально-предпринимательских объединений и государственных регуляторов был направлен пакет законодательных изменений, включавший 14 документов различных уровней, выстраивающий, по нашему мнению, честный рынок экспертных услуг. Этот пакет рассматривался на Совете Национального объединения застройщиков и получил одобрение. Он также был сначала с оптимизмом воспринят и новым тогда руководством Минстроя России. К большому сожалению, после многократных подходов на заседаниях специально созданной рабочей группы Минстроя России наш законотворческий портфель затерялся в кабинетах переназначенных на другие направления чиновников. После было создано несколько версий реформы негосударственной экспертизы. Последний проект ФЗ был внесен Правительством в Государственную Думу РФ весной этого года и 10 апреля был принят в первом чтении Законопроект №374843-7 содержит несколько разных революционных предложений, в том числе и те, которые мы предлагали с самого начала. При этом, там еще остаются коллизии, которые могут сделать его вредным для отрасли.

С принятия нового закона стартует новая система допуска и контроля в сфере оценки проектов на соответствие техническим регламентам. Мы начинаем реализовывать новые правовые нормы с «солидным» багажом из 800 негосударственных экспертных организаций, более половины из которых можно назвать мертвыми. И с более чем 15 тысячами аттестованных экспертов, компетенции многих также вызывают большие вопросы. И дело тут вовсе не в изначальной формальности процедур наделения правами участников рынка.

Имеющийся правовой инструментарий позволял, как минимум, не допускать такой дискредитации экспертной сферы. Процедура предквалификации, предшествующая компьютерному тестированию, не имела, особенно в первые несколько лет своего существования, сколько-нибудь четких нормативных очертаний. Допуск к экзамену по критерию образования осуществлялся без использования перечня специальностей и профессий, соответствующих конкретным направлениям деятельности. Оценка кандидатов осуществлялась исключительно субъективно.

Сейчас ситуация качественно поменялась в позитивную сторону. Требования к кандидатам возросли. Количество отказов в допуске к экзамену выросло в разы. Да, данный правовой пробел пока не имеет своей законодательной «заплатки», но, по крайней мере, мы видим стремление регулятора вникать в суть вопроса, разбираться в мелочах. Справедливости ради необходимо также добавить, что проблема соответствия профиля образования не в первый раз всплывает в системе саморегулирования, и данный вопрос в большей степени, на наш взгляд, лежит в сфере компетенции Минобрнауки РФ, который в своих подзаконных актах не смог установить четкого понятия «профильности» образования. К примеру, в «славное советское время», владение смежной специальностью засчитывалось при наличии в дипломе соответствующего предмета с более 120 часов начитки.

Что касается вводимой новой системы аттестации – это своего рода естественный отбор для экспертных организаций. Абсолютно точно, с рынка уйдут около половины экспертов и компаний, тут мы согласны с мнением высказавшегося недавно по данному поводу директора Департамента разрешительной деятельности и контроля Минстроя России Владимира Калинкина (см. http://www.ancb.ru/publication/read/6162) . Процедура существенно ужесточена, тестовые задания актуализированы, стали более профессиональными и сложными. Как говорится, теперь и «муха не пролетит». База вопросов, в отличии от сегодняшней ситуации с многочисленными коммерческими тестирующими конторами, станет полностью недоступна для любого рода, скажем так, заимствований.

Проблему присутствия в экспертной сфере некомпетентных специалистов, связанная с растянутостью во времени процесса переаттестации (срок действия аттестата – 5 лет), решит закрепленная 1719 ПП обязанность экспертов повышать раз в три года квалификацию. По итогам обучения будет также проводиться тестовый экзамен, который отсеет экспертов без знания матчасти. Любопытно, что такая обязанность установлена для всех действующих экспертов, то есть, по букве закона уже в ближайшее время Минстрой России начнет требовать со всех экспертов удостоверения о повышении квалификации. Подписывать эксперные заключения специалистам с аттестатом, но без документа о повышения квалификации станет незаконно. Нам представляется правильным, чтобы вся система повышения квалификации экспертов находилась в руках Минстроя и его подведомственных учреждений. Ждем соответствующего приказа регулятора. Потому что сегодня рынок уже полон объявлениями «Повышение квалификации для любых экспертов. Быстро, дистанционно. Стоимость 2,5 т.р», ООО «Заоблачные Дали».

Инициатива регулятора относительно развития аттестационной системы, безусловно, весьма жесткая, но в сложившейся ситуации вынужденная. И мы данные меры полностью поддерживаем. Надо работать и идти вперед, разгребая завалы прошлых лет. И начинать надо с кадров, так как «кадры решают все».

Александр Светлов